Воспитатель

Гузь Анна Александровна

 

"Реализация задач

нравственного воспитания дошкольников"

Понятие нравственного воспитания определяется в исследованиях учёных как целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения нравственных чувств, норм и правил поведения в соответствии с идеалами и принципами морали общества, в котором оно находится. По определению Марьенко И.С. нравственность - это неотъемлемая сторона личности, которая обеспечивает добровольное соблюдение  личностью существующих правил, норм,  принципов поведения, выражающееся в отношении к Родине,  коллективу, обществу, людям, к себе самому, труду и т.д. [1, 104]. Григорович Л.А. считал , что нравственное воспитание  - это личностная характеристика, объединяющая качества и свойства: доброту, порядочность, дисциплинированность , коллективизм [2, 104].

Главная особенность нравственного воспитания , на наш взгляд, заключается в соблюдении моральных норм и правил  добровольно,  и должно полностью зависеть от внутренних  потребностей  и мотивов человека. Основным наказанием за несоблюдение морали является осуждение, как со стороны общества, так и свое личное внутреннее осуждение.

В дошкольном возрасте основное внимание обращается в рамках нравственного воспитания на послушание, что позволяет постепенно прививать ребенку осознанное стремление к дисциплине и ответственности. Это закрепляется в различных видах деятельности в процессе общения через создание искусственных ситуаций, в которых дети накапливают практический опыт поведения в обществе.

Нравственное воспитание дошкольников предполагает усвоение моральных норм и приобретение нравственного опыта. В процессе нравственного воспитания формируется понятие любви к Родине, бережное отношение к окружающему ребёнка миру, гражданская позиция, а так же уважительное и доброжелательное отношение к людям. Особую роль нравственному воспитанию уделял в своих исследованиях педагог-новатор прошлого века Сухомлинский В. А., который определял его как постоянное духовное обогащение педагога и ребенка. Педагог считал, что "упустить младший возраст - значит упустить все" [8].

По мнению многих ученных, родители и педагоги должны  делать акцент  на моральных оценках и суждениях, в процессе которых формируется  система ценностей. Благодаря этому  дети начинают понимать разницу между  хорошими и плохими поступками.

Важное условие успешного нравственного воспитания - высокая активность в процессе взаимоотношений между взрослыми и детьми, которые основываются на уважении к личности дошкольника и любви. Важно в группе детского сада создать такую обстановку, чтобы ребенок положительно относился к окружающим его людям. Создание благоприятных условий для нравственного развития дошкольников позволяет детям доверчиво относиться к взрослому и детскому коллективу детского сада, он ощущает постоянную заботу и поддержку.

Важно строить так воспитательно-образовательный процесс, чтобы  педагог и родители, руководящие деятельностью ребенка,  организовали самостоятельное воспитание путем включения его в самостоятельное решение нравственных вопросов и преодоление сложных ситуаций через положительные поступки.

По мнению Островской Л.Ф. в нравственном воспитании огромное значение имеет пример взрослых, которые повседневно окружают ребенка [3, 72]. Взрослые должны показывать положительные примеры, потому что видя и слыша отрицательные поступки, у ребенка так же откладывается в сознании и вредит его нравственности.

Результатом нравственного воспитания является формирование целостной личности, в которой заключаются в единстве сознание, нравственные чувства, совесть, привычки,  общественно правильное поведение. В возрасте от 3 до 7 лет ребенок приобретает основной, первоначальный опыт поведения, отношения к окружающим его людям .Поэтому на данном этапе развития ребенка важно правильно поставить задачи нравственного воспитания в соответствии с теми идеалами и ценностями, которые приняты в обществе. Целью нравственного воспитания дошкольников является формирование определенного набора нравственных качеств, таких как, гуманность и трудолюбие.

На основе этой цели выдвигаются задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста , которые направлены на:

1 – формирование сознания нравственного поведения, суждения, оценки в соответствии с нормами морали, принятой в обществе;

2 – формирование нравственного воспитания и нравственных чувств, которые построены на уважении и патриотизме к Родине, развитии гуманизма, коллективизма и т.д.;

3 – формирование нравственных качеств и привычек в соблюдении норм этики, уважении к любому результату труда, культуры старшему поколению и т.д.;

4 – воспитание волевых качеств и свойств личности.

В ФГОС ДО поставлена задача  воспитания  на основе духовно-нравственных ценностей  в интересах человека, семьи и общества, которая предполагает ее решение в основной образовательной программе детского сада [7].

При реализации данного процесса, педагогу необходимо знать задачи нравственного воспитания, решение которых он должен осуществлять в своей повседневной работе. Примерная общеобразвательная программа под ред. Н.Е. Вераксы предполагает решение  задачи следующие:

1 - формирование у  дошкольников ответственности за поведение, элементов самоконтроля .

2 - формирование дисциплинированности, самостоятельности;

3-развитие   патриотизма, интернационализма, гражданственности;

4 -  формирование коллективных отношений;

5 - обогащение и  развитие чувств , формирование способности ими управлять;

6 – формирование  уважения к взрослым.

Содержание нравственного воспитания дошкольника включает в себя :

воспитание гуманности , коллективизма, начал гражданственности и патриотизма , формирование   трудолюбия [21]..

Если говорить о воспитании гуманности, то у дошкольников оно проявляется в виде развития таких нравственных качеств, как сочувствие, сопереживание.

Воспитание коллективизма подразумевает формирование положительных, доброжелательных и коллективных взаимоотношений, где главной функцией дошкольного коллектива является воспитывающая. С помощью воспитания начал гражданственности и патриотизма развиваются такие глубокие нравственные чувства, как любовь к Родине, к родному дому, краю. При реализации содержания нравственного воспитания в условиях дошкольного возраста необходимо соблюдать условия, которые будут эффективнее влиять на данный процесс. К ним относятся:

  • взаимодействие ДОО с семьей;
  • включение  дошкольников в виды деятельности, способствующие нравственному воспитанию;
  • учет  индивидуальности детей;
  • организация воспитательного процесса по формированию культуры поведения  .

Методы нравственного воспитания определяются целью, содержанием и возрастными особенностями дошкольников. К традиционным методам, реализующие нравственное воспитание относятся беседа, убеждение, побуждение, вызывание сочувствия и сопереживания, наказание и поощрение. Все эти методы реализуются через определенные средства нравственного воспитания такие, как игра, сказка, творческое задание, трудовая деятельность, природа, общение со сверстниками и взрослыми, коллективизм.

В свою очередь методы и средства могут классифицироваться и подразделяться на различные группы. В.Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания : организацию практического опыта общественного поведения (Средства - показ действия ,приучение, , пример взрослого , других детей, организация деятельности) и методы , направленные на формирование нравственных представлений( Средства - чтение художественной литературы, беседы, , рассматривание и обсуждение картин ) Еще один педагог В.И. Логинова объединяет методы нравственного воспитания в три группы, классификация которой во многом похожа на  классификацию М.И. Шаровой и Е.Д. Беловой . Стоит отметить, что группы методов, которые выделяют разные авторы очень схожи по функциям, содержанию и целям, однако, средства могут быть разными. Каждый педагог для реализации задач нравственного воспитания выбирает себе ту классификацию, с которой ему удобнее работать. Автор включает  и в ту и в другую группу еще такие методы и средства, как убеждение, поощрение и наказание, а так же положительный пример поступка взрослого, другого ребенка, героя произведения и самого ребенка в прошлом и настоящем.

Таким образом, в сложном педагогическом процессе по формированию нравственной направленности личности дошкольника педагоги должны применять большое количество разнообразных методов, приемов и средств, которые должны учитывать возрастные и психологические особенности детей, деятельность, в которой на данный момент реализуется нравственное воспитание, определенный этап развития нравственных норм и чувств у детей.

Методы и средства выступают в тесной взаимосвязи педагогического процесса, что позволяет одним реализовываться в процессе других. Все вышеперечисленные средства и методы должны быть доступными для понимания ребенка, легко применяться на практике в процессе обучения и повседневной жизни, причем важно не только их применять в условиях детского сада, но и дома.

Через нравственное воспитание решаются   глобальные задачи, затрагивающие весь процесс воспитания и обучения дошкольников. Такая позиция определяется, как главная цель российского образования через "Концепцию духовно-нравственного воспитания и  развития  личности гражданина России".

Важным составляющим при решении данной цели является организация нравственного воспитания в условиях дошкольной организации. Как мы уже отмечали, важно включать детей в разнообразные виды деятельности, учить общаться со сверстниками и взрослыми, рассуждать о нравственных поступках и качествах, знакомить с примером хорошего и плохого поведения героев литературных произведений, а так же подключать в этот процесс всю семью воспитанников.     Через определенную систему методов и средств педагог способен правильно организовать полноценный процесс нравственного становления личности, который даст положительные результаты нравственного воспитания дошкольников.

 

 

 

Воспитатель

Тюрина Ирина Валерьевна

«Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, одевание и раздевание, прием пищи, пользование туалетом и т. д.

Ребенку, чтобы овладеть этими навыками требуется много усилий. Для малыша это очень непросто. Так трудно намылить руки – мыло очень скользкое, зашнуровать ботинки – шнурки все время путаются, застегнуть пуговицу – она не как не попадает в петлю! А взрослые предъявляют много требований.

Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы ребенок осваивает серию культурно – гигиенических навыков: мыть руки, чистить зубы, пользоваться ложкой и вилкой, одеваться и раздеваться и прочее. Эти навыки -одна из составляющих культуры поведения человека в быту. Они определяют содержание действий человека, предписывают, что он должен делать в той или иной ситуации, за ними стоят нормы морали, правила поведения, хотя человек не всегда их осознает.

Из каких действий состоят культурно – гигиенические навыки? Чтобы умыться, нужно уметь пользоваться мылом и полотенцем, чтобы есть – ложкой, тарелкой, ножом и вилкой, чтобы пить – чашкой, чтобы чистить зубы – зубной щеткой. А это или орудийные или соотносящие действия. То есть формирование культурно – гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития детей – становлением предметной деятельности. Ребенок интересуется, как обращаться с тем или иным предметом, что с ним можно делать, для чего он предназначен.

По мере освоения культурно – гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры. Усвоенные культурно – бытовые навыки обогащают содержание детских игр. Малыши начинают переносить их в разные игровые ситуации, и тогда предметные действия превращаются в игровые.

Для плодотворного отношения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор – сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, загадки, поговорки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.

Малый фольклорный жанр – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая её образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки – потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнить задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Детей завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины». Под потешки дети с удовольствие умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развивается память, внимание и речь, а если он выполняет определенные движение, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Мы стараемся использовать фольклор в своем общении с детьми во время всех режимных моментов.

Например:

Во время умывания:

Водичка-водичка,

Умой Настино личико,

Настя кушала кашку,

Испачкала мордашку.

Чтобы девочка была

Самой чистенькой всегда,

Помоги, водичка,

Умыть Настино личико»

Для пробуждения:

Солнце светит:

Где тут дети?

На подушке, на простынке.

Нежат розовые спинки?

Ясный день пришел давно

И стучится к нам в окно!»

Во время одевания:

Застегнём застёжки

На твоей одёжке:

Пуговки и кнопочки,

Разные заклёпочки»

Перед сном:

Баю-баю-байки

Прилетели чайки.

Стали крыльями махать

Наших деток усыплять.

Для чтения перед завтраком:

У пушистой белочки

Орехи на тарелочке.

У котёнка и щенка

Два стакана молока,

У мышонка вкусный сыр,

У лисы густой кефир.

У зайчат печенье,

У пчелы варенье.

А в тарелку нашу

Мы положим кашу!

Во время приёма пищи:

Это – ложка,

Это – чашка.

В чашке – гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала –

Кашки гречневой не стало!

Во время мытья рук перед обедом:

Руки мы помоем дружно.

Это важно, это нужно.

Только с чистыми руками

Мы за стол садимся сами.

Ложкой-вилкой не грохочем,

Не играем, не хохочем,

Мы на стульчике сидим,

Молча, весело едим.

Мы ногами не болтаем,

И ворон мы не считаем,

Не глядим по сторонам,

Ведь обедать надо нам!

Таким образом, фольклор может решить многие педагогические задачи, обогатить социально – игровой опыт детей, разовьет их фантазию.

То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.

Именно поэтому мы предлагаем Вам в повседневной жизни, общаясь с малышом, использовать стишки и прибаутки, которые помогут заинтересовать и привлечь ребёнка к обучению культурно-гигиеническим навыкам.

 

Воспитатель

Гаврилова Альбина Александровна

«Домашние животные в жизни ребенка»

Все дети очень любят домашних животных. Будучи еще совсем маленькими детьми, они часто осаждают родителей просьбой купить им четвероного друга или другого домашнего питомца. Однако многие родители в появлении в их доме животного видят только проблемы. Ведь многие родители боятся агрессивности животных и необходимости постоянной заботы и уборки за ними. Психологи считают, что лучше всего заводить домашнего питомца ребенку, когда ему исполнится четыре года. Самыми подходящими животными в этом возрасте являются морская свинка, хомячок, черепаха, попугаи, кролик или аквариум с рыбками. Хотя маленькие дети не могут самостоятельно ухаживать за ними, но дайте им возможность помогать, когда меняете в клетки подстилку, кормите животных. Уже с пятилетнего возраста можно доверить большую часть забот за питомцем его маленькому хозяину. Маленькие дети обычно знают о домашних животных только через знакомые мультфильмы или картинки, из-за этого к живому питомцу они в первое время относятся как к игрушке.

Поэтому родители должны им терпеливо объяснить, что животное не игрушка и надо общаться с ним как с живым существом, но в то же время он не человек, поэтому его вкусы и манеры не совпадают с образом жизни малыша. Домашние животные играют огромную роль в воспитании ребенка. Маленький ребенок тянется к домашнему питомцу и познает через него окружающий его мир. В результате общения с животными у детей формируется любознательность и наблюдательность, а ухаживая за питомцами, ребенок приучается к труду и заботливому отношению не только к животному миру, но и к людям.

Ребенку младшего   возраста  лучше завести кошку. Агрессивное поведение кошек по отношению к детям явление достаточно редкое. Обычно кошки запускают когти и зубки только в целях самообороны, когда ребенок заставляет делать ее то, что кошки неприятно и когда ее обижают.

Многие дети, не дождавшись счастливого дня, когда родители купят ему собаку или кошку предпочитают подобрать на улице бездомного щенка или котенка. В таких случаях не стоит ругать ребенка и выгонять бездомное животное на улицу, а лучше установите для ребенка испытательный срок, за который он должен проявить себя самостоятельным и надежным хозяином собаки или кошки. Если же ребенок не справиться с перевоспитанием и заботой за питомцем, лучше пристроить животное в приют или отдать в добрые руки по объявлению. Очень важно иметь в виду, что очень часто бездомные животные страдают различными заболеваниями и являются носителями всевозможных вирусов и паразитов, которые очень легко могут передаваться вашему ребенку.

Приняв решение оставить найденыша у вас дома, обязательно вызывайте ветеринарного врача для осмотра животного. Даже если у животного не обнаружили никаких подозрительных симптомов заразных болезней, ветеринарный врач должен рекомендовать вам пройти с бездомным животным ряд профилактических и гигиенических процедур. К сожалению, взаимоотношения детей и животных не всегда бывает дружными. Некоторые дети могут жестоко относиться по отношению к лягушкам, насекомым, котятам, щенкам и особенно к бездомным животным.

В случае если ребенок  проявляет жестокость, бьет котенка или собаку, то родители должны немедленно искать причины такого поведения. Проанализируйте все то, что неладно в ваших отношениях с ребенком и какие обстоятельства пробудили в вашем ребенке злость и ненависть по отношению к беззащитному существу. Решить проблему и выявить причины агрессии у вашего ребенка можно обратившись к опытным психологам.

В силу различных обстоятельств некоторые родители не имеют возможности ухаживать за домашним животным, а у ребенка не возникает желания заботиться за питомцем. Очень часто в случае очередного протеста ребенка, животного просто выкидывают на улицу. Такое поведение родителей является худшим примером, который родители могут показать своему ребенку.  Старайтесь найти правильный путь решения проблемы, а это - воспитание у ребенка чувства ответственности и трудолюбия.

 

 

Воспитатель

Шарикова Юлия Вячеславовна

«Учимся играя»

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский В.А.

Жизнь требует от нас  действий и движения. Мы не можем стоять на месте. Мы не можем ничего не делать. Даже когда «ничего не делаем», мы все же лежим на диване, читаем книгу, смотрим телевизор, слушаем радио, общаемся с  друзьями, наконец, просто думаем. Наш мозг и наше тело все равно находятся в движении. Это их работа. У наших малышей тоже есть своя работа, которую они выполняют в игре. Для ребенка играть — то же самое, что для взрослого человека работать. Это не просто занятие, которое помогает убить время. Само по себе оно продуктивно и полезно. Кроме того, это становится неотъемлемой частью их жизни.

Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, познал свойства предметов. И в этом нам помогает игра. Игра—это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье.

«Поиграйте со мной!» - как часто ребенок обращается к близким ему людям с этой просьбой. Они удивляются: в доме столько игрушек, а он просит поиграть с ним. Взрослые не догадываются, что ему надоело играть с кубиками, солдатиками. Видя, что он их забросил, родители покупают другие игрушки: заводных мишек, зайцев, сабли, автоматы. Но и о них ребенок скоро забывает. Он еще не может сказать, что не игрушки ему надоели, а однообразные игры с ними. Он уже катал машину, строил дом, лечил Мишку. Потому и просит:

- Поиграйте со мной!

Подобные просьбы детей нередко ставят родителей в тупик.  «Разве ты не наигрался в детском саду?» или «Поиграй сам, мне сейчас некогда», - может ответить мама или папа. Малыш отходит, огорченный, или продолжает настаивать.  Дети очень любят играть с взрослыми, но не все взрослые это понимают и умеют оценить этот весьма короткий в их жизни момент. Отказ взрослого может  не только обидеть  ребенка, но и лишить его столь ценного для него развивающего общения с близким взрослым.

Для игры нужен стимул, интересный замысел.  Ребенок, в силу малого жизненного опыта, незначительного багажа знаний, потому и просит взрослых: «Поиграйте со мной!». От них он ждет подсказки, участия.

Родители считают, что ребенок сам должен развлекаться. А он хочет чему-то научиться, что-то постичь.  Игра для дошкольников — способ познания окружающего.

Взрослые, должны очень внимательно подходить к вопросу детской игры и уделять ей серьезное внимание, выделять в режиме дня место для игры. Родители — первые участники игр своих малышей. И чем активнее общение матери или отца с ребенком, тем быстрее он развивается. Родители не только организуют игры, но и сами включаются в детские забавы. Такое участие взрослых приносит двойную пользу: доставляет детям много радости и удовольствия, а папам и мамам дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать его другом.

С помощью игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение вашего ребенка. Играя, он может получить новые знания, умения, навыки, развивать способности, причем все это будет осуществляться незаметно для него.

В игровой ситуации ребенок учится соотносить свои желания с правилами игры и желаниями других детей. У него развиваются коммуникативные способности, умение устанавливать взаимоотношения. Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности.

А вот как играть, многие родители не знают. В этом вам помогут следующие рекомендации.

1. Играя с ребенком, опуститесь рядом с ним, чтобы вы были с ним на одном уровне. Тем самым вы показываете, что в игре вы на равных.

2. Подберите для игры яркие красивые игрушки. Их не должно быть слишком много, иначе детское внимание будет рассеиваться. Учитывайте размер игрушек. Слишком большие или слишком маленькие будут неудобны маленькому ребенку.

3. Покупая новую игрушку, обязательно покажите, как ребенку в нее играть. Не умея в нее играть, малыш быстро утратит к подарку интерес.

4. Постепенно сокращайте свое участие в игре. Давайте ребенку возможность проявить свою активность.

5. Озвучивайте все ваши действия. Игра не должна проходить в тишине. Новые звуки, слова, жесты стимулируют ребенка к активной речи.

6. Подберите «правильное» время для игры. Малыш не должен хотеть спать или есть, быть чем-то расстроенным. Лучше всего выделить специальное время в режиме дня именно для игр.

7. Повторяйте игры. Ребенок может не сразу полюбить игру или запомнить правила. А когда игра уже хорошо усвоена, начинайте фантазировать. Можно поменять героев игры или предметы, а можно изменить последовательность.      Тем самым поднадоевшая игра вновь станет интересной ребенку.

Уже почти три года - это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое понимает, знает и умеет и стремится узнать ещё больше. Ваша задача - помочь ему в этом. В умственном развитии дошкольника - главное это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение - вот то, что привлекает ребёнка.

Игры-занятия, которые предлагаются детям этого возраста, строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Для развития восприятия полезны игры, в которых ребёнку надо будет сравнивать предметы по цвету, форме, величине и находить среди них одинаковые.

Если игры сделаны своими руками, они заинтересуют малышей  ещё больше.

Игры на цвет предмета

Цель: развивать умения детей соотносить, группировать предметы по цветам. «Ассоциации - цвета», «Посади бабочку на цветок», « Братья – гномы».

Множество графических игр: «Цветной дождик», «Дорожки для машинок», «Поможем медвежатам».

Игры на величину предметов: «Ёжики и мячики», «Такие разные слоники», «Три медведя».

Игры на форму предметов: «Поможем бельчонку», «Собери узор»,

«Спрячь птичку».

Дорогие мамы и папы больше играйте со своими детьми.

Желаю вам успехов!

Воспитатель Жидкова Светлана Михайловна

Консультация для родителей:

"Зачем надо читать детям сказки"

Сказки и рассказы при правильном преподнесении детям дают очень много положительных моментов и дарят позитивные эмоции. 15-20 минут в день и Ваш малыш станет смелее, позитивнее, впечатлительнее и любознательнее. Ребенок самостоятельно сможет справляться со своими слабостями. И пользу от сказкотерапии вы заметите уже несколько недель.

И так, для чего нужны сказки?

v Сказки упорядочивают мир ребенка. Наблюдая за судьбами персонажей, дети начинают разбираться в повседневных вещах. Т.к. существует отчетливая граница между добром и злом. Например Золушка-добрая, а мачеха-злая и жестокая. Для взрослых некоторые ситуации надуманны, а вот для малыша понятны.

v Сказки воспитывают. Часто в сказочных героях дети видят себя или представляют себя героями. Поэтому для того, чтобы воспитать и показать ребенку недостающие на ваш взгляд качества, важно найти книгу, которая бы способствовала их воспитанию. Например: “Сказка о рыбаке и рыбке”, научит вашего ребенка не быть жадным и завистливым. “Мойдодыр”  научит ребенка следить за собой.

v Сказки утешают. Простые, рифмованные и забавные истории помогут развеселить ребенка, например при плохом настроении, болезни и т.д. Сказки всегда хорошо заканчиваются, всегда побеждает доброта и справедливость, детям хочется, чтобы так было и в реальности.

v Сказки могут многое поведать о ребенке. Дети могут часами слушать одну и ту же сказку. И это ни что иное, что им что-то интересно и в этот

момент они переживают массу эмоции, их что-то пугает, радует или интересует. Если ваш ребенок говорит, что он чувствует себя гадким утенком, то есть сигнал задуматься…возможно он чувствует себя брошенным, обиженным, одиноким. Важно это соотнести с моментом, который происходит в его жизни. Ваш малыш пошел в детский сад, тогда старайтесь проводить с ним побольше времени. Главное найти сказку, которая сможет его приободрить, ведь именно с помощью сказки вы можете ему помочь и подсказать, как все исправить.

v Сказки развивают воображение. Вам не обязательно читать книжки от корки до корки. Если ребенок начинает нетерпеливо вертеться на месте, закройте книгу и спросите ” А как ты считаешь, что было дальше? Пусть придумает свое продолжение и расскажет его папе”. При этом проговорите с малышом о том, что будет дальше он узнает завтра.

v Сказки и рассказы учат детей размышлять, додумывать. Чтение вслух способствует образованию миллионов соединений нейронов в мозгу, что улучшает мозговую деятельность и хорошо сказывается на умственном развитии ребенка. Слушая сказки, малыш увеличивает свой словарный запас и хочет научиться читать самостоятельно.

v Сказки учат малышей взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Учат находить варианты решения разных ситуаций, учат взаимодействию

v Сказки - это замечательный повод побыть вместе. В минуты чтения дети прижимаются к родителям и вслушиваются в доброжелательный голос родителей. Что позволяет чувствовать себя любимым и защищенным, забыть о напряженном дне.

Покупая книжки одной серии вы пробуждаете в ребенке живой интерес к происходящему и воспитываете в нем терпение, приятные ощущения ожидания новой серии и конечно же развивает воображение.

При выборе книги руководствуйтесь простыми правилами:

Лучше всего, чтобы книжка была твердая - ведь ребенок будет закрывать, и открывать ее не один десяток раз. Иллюстрации должны быть яркими и красивыми. Для детей 2-3 лет картинки должны быть на каждой странице, а вот для детей постарше картинки должны быть на каждой странице. Чем младше ребенок, тем больше должна быть иллюстрация и меньше текст, для того, чтобы ребенок не успевал заскучать, а вы быстро успевали все прочитать.

Не увлекайтесь адаптированным чтением.

Старые и красивые произведения логично выстроены. Чего часто не хватает их современным  и упрощенным версиям. Серый волк просто должен проглотить бабушку, а “Баба Яга” должна быть похожей на жабу, для того, чтобы дети могли узнавать добро и зло, соотносить поступки героев и их внешний вид. Вам сказка может показаться страшной, но именно так ребенок познает окружающий мир, в котором есть место радости и грусти, красоте, уродству и смелости. Вы возразите, что сцены насилия ребенок и так увидит по телевизору….”да, но в отличие от телевизора в сказке рассказывается как со злом бороться.” Именно в сказках можно понять как противостоять злу (”Сестрица Аленушка и братец Иванушка), учит восхищаться окружающим миром (”Паровозик из Ромашкова”). помогают адаптироваться к окружающему миру

Не забывайте, что книга - это один из главных наставников, которые помогают адаптироваться к окружающему миру.